ДЕСЯТЬ ВЫДЕРЖЕК ИЗ ИНТЕРВЬЮ С РЕЖИССЕРОМ
РИМАСОМ ТУМИНАСОМ
1."...у молодых всегда держится страх, что нет режиссуры: "Где же я?" Им все в пьесе хочется превратить в какое-то движение. Они что-то - якобы логично - придумывают, но это мешает поэзии. Поэзия же любит порядок, дисциплинированность. И чтобы первичной была она. И так и должно быть. Не я, мой характер, темперамент, эмоция, а звук поэзии создаст образ"
2. "Начните в тишине. И с человека. Все трактуем сцены, а человека кто будет трактовать? Не характер, характер уже отыграл свое, кончилась эпоха характеров, а человека."
3. "Я когда был молод, не сомневался. Теперь - сомневаюсь. И это мешает! Но вспоминаю молодость и опять становлюсь решительным: "Вот так. И не иначе" - это же в нас говорит интуиция. И ты выигрываешь не напором и волей, а предчувствием и интуицией".
4. "В Вильнюсе ты всегда второй. А Москва требует - вперед! Ты - хозяин, победитель, иди! Она - провоцирующий город. Иногда кажется, что ты искренний, добрый и честный не нужен ей. Что здесь должна быть некая дьявольщина, крутиться весь сброд".
5. "Пришел ко мне молодой режиссер, хочет ставить классику, но у него есть решение, что вот здесь будет виден Путин, а вот здесь... Я ему говорю: спасибо. Они думают, что я боюсь как иностранец. Да не в этом дело! Чем ты занимаешься? Ты пришел покричать про справедливость? На кого? Те, на кого стоит покричать, к нам не придут. Так что иди на площадь перед театром - перед спектаклем она всегда открыта - и кричи. При чем тут наша великолепная, таинственная черная коробка?! Тайну которой мы уже сколько веков разгадываем".
6. "Да иногда хочется взять и все послать куда подальше, устроить погром на сцене - всем отомстить, всех вывести на чистую воду, со всеми свести счеты. Но жаль тех, кто застревает в этом. Порыв - все разгромить! - проходит. И надо возвращаться к гармонии, красоте, а уже не годен. И надо это как-то прочистить - через поэзию".
7. "Явление поэзии на театральной сцене очень важно! Поэзия нужна, чтобы "закрыть" полосу нигилизма. Так пару лет, а потом можно и к драме вернуться. Но когда мы возвратимся в драму из поэзии, мы принесем с собою поэтичность и не будем себя в ней чувствовать "свояками". Перестанем кокетничать с публикой: я свой, из вас. Нет, ты не из них. Ты тот, кто хватается за поэзию. И влечет всех в ее небеса".
8. "Явление поэзии на сцене - знак, что многие художники чувствуют: что-то нехорошо, мир трудно гармонизируется. А театр предназначен для гармонизации мира. Трагедии Шекспира, всегда начинающиеся с какого-то беспорядка, это пять актов попыток гармонизировать мир. Даже через убийства, через смерть. Герои умрут, но монарх всех рассудит. И поплачет над теми, кто выкупил смертью гармонию".
9. "Восхищаюсь режиссерами со списком авторов, пьесы которых они хотят поставить. У меня его нет. Зато есть ощущение драматургической ограниченности. Ставить-то надо только великое - классику. Только на нее должен опираться театр".
10. "Пушкин говорил про комедию, что она не для смеха зрителей. И чаще всего заканчивается трагедией. Я, например, очень хорошо это ощущаю - любая комедия должна кончаться тревогой. А не хеппи-эндом и канканом. Это обман. Зритель вышел из театра, думая, что мир прекрасен (ну раз хеппи-энд и все танцуют), пошел по переулку, получил по голове. И кто же обманул его? Жизнь или театр? Конечно, театр. Я не говорю, что театр должен предупреждать об опасностях, это не полицейский участок. Но его долг - говорить, что все кончается. Чтобы человек в полную силу не верил хеппи-энду. Не забывал, что он смертный. И был осторожным на улице, не получал по голове".
http://www.rg.ru/2014/01/31/tuminas.html
Самые интересные интервью здесь: #interview@protheatre
Все о жизни Современного Театра
#театр #туминас